Алексей Добрусин, «Гедокорп»: «В медицине РФ нет понимания выгод, которые даст AI»

2019-02-11

Алексей Добрусин, «Гедокорп»: «В медицине РФ нет понимания выгод, которые даст AI»

Медучреждения в России пока не готовы внедрять ИИ-решения, и дело не только в техническом оснащении. Так считает участник панельной дискуссии M-Health Congress, член Российской ассоциации фармацевтического маркетинга Алексей Добрусин. Мы побеседовали с Алексеем о проблемах, мешающих интеграции AI-технологий в российскую медицину, и о возможностях решений на искусственном интеллекте.
 

Интервьюер: M-Health Congress (MHC).

Респондент: Алексей Добрусин (А.Д.).
 

MHC: Здравствуйте, Алексей. Скажите, насколько российские медучреждения готовы к использованию ИИ-решений? Интересует и техническое оснащение, и готовность персонала.

А.Д.: Добрый день. К сожалению, сейчас готовность оставляет желать лучшего. Как это часто бывает, дело не в техническом оснащении — этот вопрос можно решить достаточно быстро. Дело именно в консервативности медицинского рынка и неготовности персонала многих учреждений переходить на новые процессы работы. Их можно понять. Цена ошибки — человеческая жизнь, отсюда и консервативность. Мы в Институте инновационного развития СамГМУ стараемся внести свой вклад в ускорение этого процесса.


MHC: С какими сложностями придется столкнуться условному медицинскому учреждению в России, если оно все же захочет внедрить то или иное ИИ-решение?

А.Д.: Основных сложности три. Первое — «кусочная» инфраструктура. Чтобы ИИ-решение работало эффективно, вокруг учреждения должна быть выстроена инфраструктура: ЦОДы, системы хранения и передачи данных и т. д. Если этого нет, то и решение не будет работать в полную силу. Вторая, как я уже сказал, неготовность персонала и консерватизм рынка. Третья — стоимость обслуживания. Даже если учреждение найдет бюджет на внедрение системы, регулярные затраты на сопровождение могут оказаться достаточно значительными.


MHC: Ваше мнение: насколько развит российский рынок ИИ-решений по сравнению с аналогичными рынками в США и Европе?

А.Д.: Мы отстаем лет на пять. Сейчас в нашей стране многое делается, чтобы «догнать и перегнать». Где-то более, а где-то менее эффективно. Здесь важна политическая воля, выделение финансирования и подготовка специалистов новой формации.


MHC: Как специалист в медицинском маркетинге, скажите, как продвинуть идею о внедрении ИИ-решений среди медицинских компаний и учреждений в России?

А.Д.: Этот рынок сейчас, говоря терминами, находится на «стадии нуля». Мало кто знает о возможностях ИИ в медицине, нет потребности в ИИ-решениях и нет понимания, почему они лучше, чем то, что есть сейчас.

Этому рынку предстоит долгий путь развития. Здесь, прежде всего, важны PR-инструменты: публикации, конференции, донесение информации до профильных сообществ врачей. Не менее важно и образование: если через пять лет из вузов выйдут специалисты, которые понимают, зачем нужны ИИ-решения в медицине, то рынок быстро перейдет на следующую стадию.


MHC: Как вы считаете, чем вызвана потребность в использовании ИИ-решений в медицине?

А.Д.: Все банально — это дешевле и безопаснее. Уже сейчас некоторые корпорации — например, Сбербанк — внедряют системы для принятия решений на основе нейросетей. Порой они оказываются эффективнее, чем когда решения принимает человек.

Ну и, конечно, один раз внедренная и эффективно настроенная система в долгосрочной перспективе начнет экономить деньги. Но это случится, только когда мы выстроим все процессы и инфраструктуру вокруг нее. А до тех пор пока решение является единичным, это будет сложно.


MHC: Чем ограничиваются возможности ИИ в современной медицине?

А.Д.: На данный момент ИИ — это всего лишь машина, которая на основе больших данных может предлагать решения. Если данных мало или они плохо систематизированы, то ИИ-решение мало чем сможет помочь.


MHC: Как участник панельной дискуссии «AI in life science», скажите, какие вопросы в рамках беседы вам бы хотелось обсудить больше всего?

А.Д.: Я бы хотел обсудить проблемы внедрения ИИ в медицину, а также методы их эффективного, нешокового, решения. Интересны также развитие рынка, подготовка новых кадров и создание цифровой инфраструктуры.

Новости инноваций

15.02.19
Компания Primer Capital — инвестиционный партнёр M-Health Congress

5 марта столичный «Технополис «Москва» соберёт конференцию M-Health Congress 2019. Её инвестиционным партнёром станет компания...

14.02.19
На M-Health Congress выступят представители IBM, Mail.Ru Group, «Яндекса» и Минздрава

5 марта в столице России состоится конференция M-Health Congress, посвященная развитию и перспективам телемедицины. В...

13.02.19
Искусственный интеллект в медицине. Интервью с создателем Botkin.AI Сергеем Сорокиным

Botkin.AI – это платформа компании «Интеллоджик», созданная для анализа и диагностики заболеваний с помощью искусственного...