Насколько эффективны технологии телемедицины?

2015-11-19

Насколько эффективны технологии телемедицины?

Может ли врач при осмотре пациента через монитор компьютера правильно прописать лечение? Одинаковы ли методы назначения при виртуальной и очной консультации? Согласно исследованиям организации RAND, они в некоторой степени похожи. В то время как компании, связанные с телемедициной, склонны заявлять, что во время онлайн-осмотра антибиотики выписываются так же часто, как и во время осмотра в кабинете врача, и что любые существующие различия незначительны, большинство экспертов не поддерживают это мнение.

В статье, опубликованной в JAMA International Medicine (еженедельном международном медицинском журнале, издаваемом Американской медицинской ассоциацией), исследователи организации RAND проанализировали данные, полученные от 2000 пациентов, воспользовавшихся услугами телемедицины по телефону или через видеосвязь, и 64000 человек, очно посетивших врачей.

«Схемы назначений, предложенные пациентам при очном осмотре и при консультации по телефону, не сильно отличались, – сказал в пресс-релизе Лори Ушер-Пайнс, ведущий автор исследования и сотрудник RAND. – Однако мы обнаружили, что антибиотики, назначенные во время заочных осмотров, вызвали опасения по поводу их целесообразности. На это в дальнейшем надо обратить больше внимания».

Хотя оба типа консультаций показали примерно одинаковый процент предписаний, в результате заочных осмотров назначались антибиотики более широкого спектра действия, в то время как во время личных визитов назначения были более конкретными.

В частности, пациентам, получившим консультации по телефону, антибиотики назначались в 65% случаев, а при личном общении с доктором – в 50%. На заочной консультации врачи назначали препараты широкого действия в 86% случаев назначения антибиотиков по сравнению с 51% случаев назначения при очном осмотре.

«Результаты исследования говорят о том, что поставщики телемедицинских услуг должны задуматься об улучшении качества оказываемой медицинской помощи, а также повышения грамотности среди пациентов с целью уменьшения спроса на ненужные антибиотики», - сказали исследователи.

Ниже представлены интересные факты, выявленные в процессе исследований.

Степень внедрения:

Телемедицинские услуги имеют низкую степень внедрения. Они существуют со времен появления технологии 3G, четвертого iPhone и технологии FaceTime, но ни потребители, ни инвесторы не показывают своей заинтересованности ими.

Личное общение:

Потребители/пациенты все еще предпочитают личное взаимодействие доктор-пациент. Здесь речь идет о доверии, которое может дать только реальный доктор.

«Через экран монитора он воспринимался как один из моих друзей, с которыми я болтаю», - сказал Майкл Вайт, студент, принимавший участие в исследовании.

Проблема замкнутого цикла:

Как ни странно, основной целью телемедицины является избежание проблем, с которыми мы сталкиваемся в классической медицине: недостаток персонала, очереди, бесконечные бланки и бумажная волокита и т. д. К сожалению, недостаток сведений о пациенте перед заочной консультацией приводит к тому, что пациент вынужден пройти несколько медицинских онлайн-опросов либо опросов на мобильных приложениях с вариантами ответов. В противном случае полученные результаты будут неудовлетворительными.

Данные, безопасность и право собственности:

В то время как пациенты более-менее спокойно относятся к хранению медицинских записей в базе данных Государственной службы здравоохранения, где они защищены строгими законами и нормативными актами, сохраняются конфиденциально и доступны только для врачей непосредственно занятых Вашим лечением, ситуация резко меняется, когда пациентам говорят, что их медицинские данные будут храниться на сервере сторонней организации посредством онлайн-приложения.

Наиболее частыми вопросами стали: «Где находится сервер?», «Кто владелец сервера?», «Кто имеет доступ к моим медицинским данным?», «Насколько безопасно приложение и сервер?», «Мои данные могут взломать или продать третьим лицам?»

Взаимосвязь:

Целевой аудиторией исследования были пациенты в возрасте от 60 до 100 лет. Его результаты совпадают с отчётами, опубликованными исследовательскими организациями, основанными на демографической сегментации, таких организаций, как Nielsen, AARP, Forrester и Pew Research, показывая, что старшее население, которое в наибольшей степени нуждается в медицинской помощи, меньше всего заинтересовано в этой технологии. «Не удивительно, - подумаете вы, - моя бабушка всё еще не понимает, кто открывает ей двери в магазине Mark & Spencers…»

Смартфон [n=1487]

Количество (%) людей, которые … имеют       знают о      заинтересованы    не заинтересованы
<709261352
70-754191067
76-80323668
81-85321670
>85111483


 

Система вызова медперсонала [n=1698]

Количество (%) людей, которые … имеют       знают о      заинтересованы    не заинтересованы
<7016411529
70-7525381225
76-8035391224
81-854030624
>855124521

Пациентам пожилого возраста трудно пользоваться смартфонами, поэтому они предпочитают устройства слежения за здоровьем (носимые на теле) в сочетании с портативным набором скорой помощи.

Выводы:

До того момента как накопленные медицинские данные о пациенте не будут подключены к другим цифровым платформам, таким как Государственная служба здравоохранения, телемедицинские технологии не помогут тем, кто в них больше всего нуждается. К сожалению, лечение болезней, в особенности хронических, которые являются основным бременем нашего времени, требует не только отслеживания нескольких физических показателей и непринужденной беседы с доктором через приложение смартфона. Сотрудничество Интернета вещей и производителей носимых на теле устройств, разработчиков приложений и специалистов в области медицины – ключ к продвижению вперёд, и система HealthKit от Apple является серьезным шагом на пути к этой цели.

Телемедицинские технологии и приложения ожидает еще долгий путь, и даже сейчас в паре с устройствами, носимыми на теле, они представляют собой всего лишь генераторы неточных данных, утопающие в электронных историях болезней, которых не хотят видеть врачи и которым не доверяют пациенты.

Вы знали?

Медицинская книга (еще называемая историей болезни) должна содержать все клинические данные о медицинской помощи, которую Вы получаете. Это важно для того, чтобы любой медицинский работник, занимающийся Вашим лечением, имел доступ к истории вашей болезни, включая информацию об аллергиях, операциях или результатах анализов. На основании этой информации врач может делать выводы о Вашем дальнейшем лечении. Ваша история болезни должна содержать все что касается Вашего лечения, включая рентгены или выписки из больницы.

Данные в Вашей медицинской книге могут включать:

  • Полученное ранее или получаемое лечение
  • Информация об аллергиях
  • Ваши медикаменты
  • Любые реакции на медикаменты в прошлом
  • Любые известные длительные хронические состояния, такие как диабет или астма
  • Результаты медицинских исследований, таких как анализ крови, аллергические пробы и другие 
  • Любая информация об образе жизни, которая может относиться к медицинской, например, курение, употребление алкоголя или вес
  • Личные данные, такие как Ваш возраст, имя, адрес 
  • Записи врача, сделанные во время осмотра
  • Записи о госпитализации, включая причину, по которой Вы поступили в больницу
  • Выписки из больницы, которые включают результаты лечения, при необходимости последующие консультации врача или лечение
  • Рентгеновские снимки и слайды изображений, полученных в результате магнитно-резонансной томографии (МРТ) или компьютерной томографии. 

 

По материалам: wtvox.com
Переведено: smileexpo.ru

Новости инноваций

05.03.19
Подборка медицинских гаджетов с CES 2019: часть 2

На прошлой неделе M-Health Congress рассказывал о первой шестерке медицинских девайсов с CES 2019, которая...

05.03.19
Мировое здравоохранение в 2019 году: развитие цифровых технологий и персонализированная медицина

По прогнозам аналитиков компании Deloitte, к 2022 году объем расходов на мировом рынке здравоохранения достигнет...

11.03.19
«У российских ученых зачастую нет понимания, как превратить идею в бизнес» — Елизавета Рождественская, Primer Capital

«Напротив, у их американских коллег часто есть значительный опыт в этой области. Тем не менее,...