Телемедицине в РФ необходима законодательная база

2015-11-25

Телемедицине в РФ необходима законодательная база

Закон РФ, где описаны основы охраны здоровья граждан в стране, как ни странно, стал основной преградой для прогресса отечественной телемедицины.

В чем причина?

В частности, закон четко указывает, где должна оказываться медицинская помощь – в медорганизациях. Таким образом, возникает «телемедицинский» вопрос: какое место выбрать для дистанционного обслуживания пациентов? Каких-либо юридических норм на это счет не имеется.

Второй проблемой становится туманность законодательного понятия «медицинская услуга».

Медуслуги и ПО не облагаются НДС, но так как четкого понятия для них нет, то дистанционной клинике приходится оплачивать НДС, чтобы не выслушивать претензии налоговиков.

А еще закон не описывает ситуацию, когда рекомендация дается совместно двумя врачами. Например, один ставит диагноз, а другой его расшифровывает. Кто по закону должен отвечать за результаты данной диагностики? То же относится к оплате услуг телемедиков.

Но основным тормозом развития отрасли становится непонимание в четком определении отношений «врач—пациент». Кто может оказывать услуги, как регулировать врачебную ответственность в данной ситуации?

Уже пару лет различными органами разрабатываются предложения, касающиеся изменения закона. Но пока они не дали каких-либо результатов.

Еще одной проблемой становится пользование медицинскими данными как самой высокой категорией защищаемой информации. Это непросто обеспечить, когда обмен ею происходит между врачом и пациентом.

Так как большинство стандартов (хотя их, как таковых, нет) требуют защиты не только канала передачи информации, но и непосредственно рабочего места, медицинская услуга не может быть оказана абонентам, у которых нет возможности применять сертифицированные средства защиты.

Конечно, специалисты отрасли всячески ищут способы решить проблему. У пациентов присутствует доступ к своим данным, но их просмотр врачом возможен только на условиях анонимности. Также возникает другой вопрос, связанный с неудобством, если медицинская компания создает личный кабинет для пациента и делает его персонализированным. Законом этот момент не регулируется.

Вторым тонким моментом становится понятие «медицинская услуга». RuHealth дает возможность клиникам создавать комплексные программы с очным приемом и последующим сопровождением пациента. В случае приема ее уже можно квалифицировать как медицинскую услугу. Первичную же консультацию, которая всего лишь ориентирует человека на дальнейшие действия, до очной встречи можно идентифицировать в качестве «информационной услуги».

Даже с развитием отдельных телемедицинских сервисов и предложений по дистанционным услугам без должного регулирования законом это направление вряд ли получит широкое распространение.

 

По материалам: evercare.ru

 

Новости инноваций

05.03.19
Подборка медицинских гаджетов с CES 2019: часть 2

На прошлой неделе M-Health Congress рассказывал о первой шестерке медицинских девайсов с CES 2019, которая...

05.03.19
Мировое здравоохранение в 2019 году: развитие цифровых технологий и персонализированная медицина

По прогнозам аналитиков компании Deloitte, к 2022 году объем расходов на мировом рынке здравоохранения достигнет...

11.03.19
«У российских ученых зачастую нет понимания, как превратить идею в бизнес» — Елизавета Рождественская, Primer Capital

«Напротив, у их американских коллег часто есть значительный опыт в этой области. Тем не менее,...