Закон РФ, где описаны основы охраны здоровья граждан в стране, как ни странно, стал основной преградой для прогресса отечественной телемедицины.
В чем причина?
В частности, закон четко указывает, где должна оказываться медицинская помощь – в медорганизациях. Таким образом, возникает «телемедицинский» вопрос: какое место выбрать для дистанционного обслуживания пациентов? Каких-либо юридических норм на это счет не имеется.
Второй проблемой становится туманность законодательного понятия «медицинская услуга».
Медуслуги и ПО не облагаются НДС, но так как четкого понятия для них нет, то дистанционной клинике приходится оплачивать НДС, чтобы не выслушивать претензии налоговиков.
А еще закон не описывает ситуацию, когда рекомендация дается совместно двумя врачами. Например, один ставит диагноз, а другой его расшифровывает. Кто по закону должен отвечать за результаты данной диагностики? То же относится к оплате услуг телемедиков.
Но основным тормозом развития отрасли становится непонимание в четком определении отношений «врач—пациент». Кто может оказывать услуги, как регулировать врачебную ответственность в данной ситуации?
Уже пару лет различными органами разрабатываются предложения, касающиеся изменения закона. Но пока они не дали каких-либо результатов.
Еще одной проблемой становится пользование медицинскими данными как самой высокой категорией защищаемой информации. Это непросто обеспечить, когда обмен ею происходит между врачом и пациентом.
Так как большинство стандартов (хотя их, как таковых, нет) требуют защиты не только канала передачи информации, но и непосредственно рабочего места, медицинская услуга не может быть оказана абонентам, у которых нет возможности применять сертифицированные средства защиты.
Конечно, специалисты отрасли всячески ищут способы решить проблему. У пациентов присутствует доступ к своим данным, но их просмотр врачом возможен только на условиях анонимности. Также возникает другой вопрос, связанный с неудобством, если медицинская компания создает личный кабинет для пациента и делает его персонализированным. Законом этот момент не регулируется.
Вторым тонким моментом становится понятие «медицинская услуга». RuHealth дает возможность клиникам создавать комплексные программы с очным приемом и последующим сопровождением пациента. В случае приема ее уже можно квалифицировать как медицинскую услугу. Первичную же консультацию, которая всего лишь ориентирует человека на дальнейшие действия, до очной встречи можно идентифицировать в качестве «информационной услуги».
Даже с развитием отдельных телемедицинских сервисов и предложений по дистанционным услугам без должного регулирования законом это направление вряд ли получит широкое распространение.
По материалам: evercare.ru