Закон о внедрении телемедицины и введении электронных форм документов в здравоохранении поможет наладить связь между крупными медицинскими учреждениями и отдаленными районами. Несмотря на это, нормативно-правовой акт все еще нуждается в доработке. Так считает акушер-гинеколог в клинике «Семейная» Камиль Бахтияров. Он рассказал M-Health Congress об услугах, которые врачи смогут оказывать удаленно, о правах пациентов и о том, кто сможет дистанционно выписывать рецепты на психотропные препараты.
Интервьюер: M-Health Congress (MHC)
Респондент: Камиль Бахтияров (К. Б.)
MHC: Какие преимущества и недостатки есть у Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения»?
К. Б.: Закон облегчает коммуникацию крупных медицинских центров с периферией. Во многих ситуациях после первой консультации, которая должна быть очной, пациенты нуждаются в динамичном наблюдении. Его может обеспечить телемедицина.
Основной недостаток телемедицинских технологий — огромные финансовые вложения, которых сегодня нет. В связи с этим нужно искать частных инвесторов, которых сейчас не так уж много.
MHC: Какие возможности и права закон дает врачам, а какие — пациентам?
К. Б.: Врачи получат право дистанционно консультировать пациентов. Это поможет сократить время на прием больных, не снижая при этом качество лечения.
Пациенты смогут поддерживать постоянную связь с доктором, получать назначения и контролировать качество своего лечения не выходя из дома.
MHC: Какие моменты в законе требуют доработки и почему?
К. Б.: Один из самых сложных моментов — оценка контроля качества оказания медицинской помощи. Для коммуникации врачей с пациентами должна эксплуатироваться единая база. В жизни все происходит иначе: медик и обратившийся к нему больной человек могут использовать различные каналы связи.
Еще один сложный аспект взаимодействия доктора и пациента — оплата труда врача. Пока непонятно, кто будет регламентировать стоимость его услуг. В связи с большим количеством подобных вопросов закон нужно дорабатывать.
MHC: Какие удаленные врачебные услуги имеет право предоставлять врач?
К. Б.: Удаленно врач может только консультировать. Возможно, при помощи робототехники в будущем будут проводить оперативные вмешательства.
MHC: Может ли пациент быть уверен в защищенности своих данных в системе? Кто будет нести ответственность?
К. Б.: В настоящее время никто из нас не может быть уверен в том, что его данные из истории болезни не придадутся огласке. Пока я не слышал, чтобы кто-то понес ответственность за подобные нарушения.
MHC: Могут ли врачи выписывать рецепты на психотропные и наркотические препараты удаленно? Доктора каких специализаций могут это делать в рамках телемедицины?
К. Б.: Медик сможет выписывать такие рецепты удаленно, если пациент был у этого врача на первичном приеме. Это будет входить в полномочия психиатров и онкологов.
Об электронных системах поддержки принятия врачебных решений на основе доказательной медицины Камиль Бахтияров расскажет 5 марта на M-Health Congress.